КиберИнспектор - мобильное решение для автоматизации работы контролёров с элементами дополненной реальности

Область знаний: «Информатика, Математика»

Тематика Энергопрорыв-2017: «Мобильные решения для энергетиков: технологии повышения производительности труда в обслуживании сетевого комплекса»

Социальная активность: 53

Команда + Вступить в команду

Описание

Основное направление оптимизации процесса учета электроэнергии - это создание и внедрение "умных" приборов учета и автоматизированных информационно-измерительных систем на базе них (АСКУЭ). В условиях ограниченного финансирования вопрос изыскания средств для инвестирования в "умный учет" для энергокомпаний становится трудноразрешимым. В результате темпы развития автоматизации учета электроэнергии в регионах недостаточно высоки.

При этом всё количество неавтоматизированных точек учета требует периодического ручного съема показаний силами мобильного персонала энергокомпаний (контролёров), либо силами самих потребителей. Процесс ручного съема показаний сопровождается как непреднамеренными ошибками и неточностями, так и умышленными искажениями данных, и вовлекает большое количество ресурсов - человеческих, транспортных, материальных.

В этих условиях перед компаниями встает задача внедрения недорогих технологий, повышающих эффективность учета электроэнергии и связанных процессов, в частности процесса ручного съема показаний, как временного решения до повсеместного внедрения дорогостоящих АСКУЭ. Технологий, которые хоть и не дадут такого эффекта, как комплексные АСКУЭ, но зато будут доступны по средствам и принесут выгоду в короткие сроки. Эти технологии целесообразно основывать на уже развитой инфраструктуре мобильных устройств и приложений и предусматривать в них дополнительные механизмы дифференцированного информационного воздействия на потребителя, в которых конечным субъектом, передающим потребителю некоторую информацию, может выступать сам контролер (человек). При этом за счет достигаемого финансового эффекта можно будет частично покрывать расходы на внедрение полноценных систем "умного учета".

Целью данного проекта является разработка такой технологии и законченного решения с перспективой внедрения и промышленной эксплуатации в распределительных сетях МРСК, в частности в ПАО "МРСК Северного Кавказа".

Задача проекта - создание инновационного программного комплекса "КиберИнспектор", автоматизирующего работу персонала участков реализации услуг распределительных сетей (контролеров) с использованием доступных мобильных устройств и программных технологий дополненной реальности без применения дорогостоящего оборудования для эксплуатации в условиях отсутствия АСКУЭ.

Назначение комплекса - существенное повышение эффективности бизнес-процесса обхода потребителей и ручного съема показаний приборов учета с получением коммерческой выгоды для эксплуатирующей организации (электросетевой, энергосбытовой, исполнителя коммунальных услуг) за счет снижения издержек при выполнении процесса и снижения коммерческих и технических потерь.

Функции КиберИнспектора

  1. Контроль и управление действиями контролёра-обходчика в голосовом и визуальном режимах с проверкой полноты действий и их соответствия регламенту
  2. С использованием функции фотосъемки мобильного устройства автоматическая идентификация осматриваемого прибора учета в он-лайн режиме по заводскому номеру с выдачей контролеру полной информации по точке учета, включая историю показаний, номера пломб, изображения предыдущих фотофиксаций, аналитические данные по динамике потребления и т.д. Выдача информации производится с применением элементов дополненной реальности с наложением полей вспомогательных данных на отображаемое на экране изображение с фотокамеры устройства в режиме реального времени.
  3. Распознавание типа прибора учета по визуальным признакам для последующей корректной интерпретации показаний с учетом разрядности, коэффициента пересчета и т.п. (в случаях, если в базе данных на момент обхода отсутствует точная информация о типе прибора учета).
  4. Распознавание показаний счетчиков с учетом специальных отображаемых на дисплее (для электронных приборов) знаков и маркеров (тип тарифа и др.) в процессе фотофиксации и сохранение их в базе данных. При этом остается также возможность ручного и голосового ввода показаний.
  5. Автоматическое протоколирование процесса обхода абонентов и съема показаний контролером, хранение протоколов в базе данных, автоматизация контроля за работой мобильного персонала участков реализации услуг
  6. Автоматизация процедуры фотофиксации показаний приборов учета мобильным устройством, максимальное упрощение и сведение к минимуму ручных действий, выполняемых при этом контроллером.
  7. Автоматическое архивирование снимков фотофиксации в базе данных с привязкой к учетным данным потребителей на стороне сервера
  8. Обеспечение необходимого уровня защиты от несанкционированного использования мобильного приложения в случае утери мобильного устройства или утраты контроля над ним.
  9. Обеспечение полной функциональности мобильного приложения в условиях отсутствия связи с сервером (офф-лайн) с использованием локальной мобильной временной базы данных, содержащей фрагмент данных по перечню абонентов согласно заданию, выданному контролеру перед отправкой на маршрут.
  10. Интеграция комплекса в эксплуатируемые и разрабатываемые информационные системы транспорта электроэнергии ("1С:Предприятие 8.Энергетика.УРСК", "Энерго-Аналитика" и др.)

Эффект:

  1. Сокращение затрат времени на осуществление процесса получения данных коммерческого учета ручным способом с переносом этих данных в информационную систему реализации услуг, значительное повышение производительности процесса.
  2. Повышение точности результатов ручного съема показаний с сокращением количества случайных и умышленных искажений и ошибок, обусловленных человеческим фактором.
  3. Рост качества работы мобильного персонала участков реализации услуг, обеспечение корректности и полноты выполняемых ими основных функций в соответствии с действующими регламентами, и иных функций, способствующих снижению коммерческих и технических потерь (проверка времени в приборе учета, осмотр изоляции проводов и т.п.)
  4. Рост эффективности донесения до потребителей специальной информации адресно и в интересах энергокомпании с дифференцированием содержания этой информации по отдельным группам и отдельным абонентам (предложения, предупреждения, рекомендации и др.).
  5. Упрощение процесса фотофиксации показаний приборов учета, переход от принципа "по необходимости" к принципу "всегда" без увеличения трудозатрат.
  6. Повышение эффективности контроля за работой персонала, осуществляющего обходы.

В чем нуждается проект

Требуется доработка программного комплекса. После доработки потребуется испытание КиберИнспектора на реальном участке РЭС. Ну и, как обычно :-), в дополнение к энтузиазму команды для работы над проектом требуется определенная финансовая поддержка.

Что может предложить проект

Получение коммерческого эффекта за счет: - снижения издержек и себестоимости бизнес-процесса ручного съема показаний приборов учета без значительных инвестиций; - снижения коммерческих потерь, что обусловлено повышением качества и результативности процесса периодических обходов потребителей со съемом показаний, являющегося частью совокупности мероприятий по снижению уровня безучетного и бездоговорного потребления и иных нетехнических потерь; - снижения технических потерь в сетях за счет повышения эффективности работы механизма зонных тарифов для выравнивания графика нагрузки.

Комментарии

Elisavet Zakharova

Команда проекта, доброго дня. А поможет ли Ваше решение  исключить такую ситуацию, когда контролёр не приходит к абоненту снимать показания счетчика, а сочиняет их - записывает какие-то средние показания, и тем самым создает несуществующую задолженность по абоненту, который на самом деле перестал потреблять (уехал)? После этого абоненту приходится ездить в центр обслуживания и тратить время на объяснения, что таких показаний и расхода на самом деле нет. Спасибо.

Игорь Хузмиев

Добрый день, Елизавета. Ну если кратко ответить – да, поможет. Вообще, описанная Вами ситуация из ряда нештатных – это либо недобросовестный контролер, либо утратился доступ для визуального снятия показаний (например, прибор учета (счетчик) внутри домовладения, хозяева уехали). Для второго случая порядок действий энергетиков описан в постановлении 442 (Правила розничного рынка электроэнергии). КиберИнспектор тут помогает контролеру не забыть, сколько периодов уже применяется расчетное потребление, подскажет, что и предыдущие показания внесены «не по счетчику», укажет правильный порядок действий, напомнит о необходимости корректировки расхода при возобновлении доступа у узлу учета на месте (абоненту не придется никуда ездить).
Ну а первый случай – это должностное нарушение, вероятность которого при использовании КиберИнспектора сводится к минимуму. Каждый факт снятия показаний обязательно подтверждается изображением фотофиксации. Если показания не распознаны автоматически, а введены контролёром вручную (или в голосовом режиме), то в базе данных они помечаются соответствующим признаком. Служба внутреннего контроля организации может проверить хоть каждое показание, помеченное этим признаком, по фотографии. По факту проверять каждое показание не требуется, достаточно организовать ежемесячную проверку малой части показаний (пара часов работы одного контролирующего сотрудника за компьютером), и нечестный контролер уже не будет рисковать рабочим местом и «сочинять» показания, а будет добросовестно ходить и фиксировать всё как положено. Помимо этого КиберИнспектор ведет журнал работы контролёра, который тоже можно проверить.

Ответить 0 31 августа в 20:42
Игорь Мазницин

Добрый день. На каком этапе проект? Можем разработать ТЗ и написать мобильное приложение с подобным функционалом. так же предлагаю расширить функционал. Добавить личные кабинеты для потребителей. с доступом ко всем своим данным статистика ранее отправленные фото материалы. Тем самым можно будет сократить число контрольных проверок. Оператор сможет собирать и обрабатывать показания. Выделять к примеру подозрительные моменты и проводить точечные проверки, Будет двух сторонний контроль, потребитель ведет фиксацию и отслеживает все в ЛК и оператор тоже видит эти данные.

Ответить 0 23 ноября в 20:57

Добавление комментария