Компьютерный трехмерный тренажер для обучения и проверки знаний

Область знаний: «Информатика»

Тематика Энергопрорыв 2014: «Механизмы поддержки принятия управленческих решений, оценка эффективности решений и управление знаниями в системах управления активами и оборудование»

Тематика Энергопрорыв 2015: ««Виртуальная электростанция» – эффективная интеграция малой и большой генерации»

Социальная активность: 55

Команда + Вступить в команду

Описание

Сегодня вопрос качества образования, особенно технического, стоит крайне остро - подготовить студентов-выпускников или вновь принимаемых сотрудников под свое, тем более новое и современное энергохозяйство для многих промышленных, сетевых и генерирующих предприятий становится трудновыполнимой задачей. Не менее актуальным остаются задачи формирования и поддержания на соответствующем уровне аттестации и переаттестации персонала, поддержания и выявления требуемого уровня знаний и квалификации сотрудников, что согласно действующему законодательству РФ является просто обязательным в энергетике.

Предлагаемый проект нацелен на создание инновационного и эффективного способа обучения, осуществляемого в трехмерной виртуальной среде, максимально точно и полно отражающей на компьютере реальный промышленный или энергетический объект, причем внутренние или электрические связи в системе электроснабжения, состояние оборудования и их составных частей меняются динамически в зависимости от произвольно совершаемых действий пользователя, или, согласно реализуемому в среде, учебному или тестовому сценарию, в соответствии с сопровождающими эти действия расчетам в математической модели системы электроснабжения объекта.

Представляемый в проекте компьютерный трехмерный тренажер состоит из трех основных программных модулей: модуль математической модели системы электроснабжения; модуль виртуальной среды; модуль экспертной системы.

Каждый из трех элементов связан между собой через соответствующие интерфейсы - для экспорта/импорта данных, что позволяет построить динамично изменяющуюся среду, которая полностью воспроизводит промышленный или энергетический объект, а также максимально достоверно визуализирует изменения состояния электро- и технологического оборудования на объекте с учетом расчетов основных электрических параметров системы: токов, напряжений на участках схемы и т.д.

Компьютерный трехмерный тренажер позволит:

1.Значительно повысить вовлеченность и вместе с тем эффективность обучения современного поколения студентов СПО и ВПО энергетических специальностей, причем в интуитивно понятной для них форме за счет реализации геймификации процесса познания в виртуальной среде, максимально точно и досконально отображающей реальный  энергетический объект, на котором студентам в ближайшем будущем предстоит работать;

2.Значительно повысить эффективность подготовки и объективность оценки уровня знаний и квалификации сотрудников промышленных или энергетических предприятий за счет реализаций процессов познания и тестирования в максимально приближенных к реальности условиях предприятия, где точно отображены и смоделированы основное и вспомогательное электрооборудование, инструменты, основные и дополнительные средства защиты, а также здания и сооружения, режимы работы оборудования, явления природного и производственного характера, а также различные внештатные ситуации;

3.Значительно уменьшить финансовые затраты предприятий на организацию обучения, переподготовки или аттестации персонала с удаленных от учебного комбината или центра объектов и электроустановок, принадлежащих головной компании;

4.Организовать полноценные и эффективные дистанционные курсы обучения в учебных заведениях СПО и ВПО, а также обеспечить объективную оценку уровня знаний студентов через Интернет-ресурсы СУЗа или ВУЗа;

5.Организовать виртуальные лаборатории высоковольтного оборудования, обычно характеризующиеся значительными массогабаритными параметрами и крайне высокой стоимостью. Использование компьютерного трехмерного тренажера в качестве виртуальной среды конструктора позволит безопасно и без лишних административных проволочек изучить электрооборудование, в том числе самое современное и инновационное, оценить масштабы, безопасно совершить произвольные действия с электрооборудованием, в случае ошибочных действий «сломать» оборудование, научиться (на своих ошибках) правильно его эксплуатировать, ремонтировать, а также увидеть все скрытые внутренние процессы в оборудовании «в живую», что неоценимо для будущих специалистов и инженеров.- энергетиков.

Комментарии

Антон Герасимов

Коллеги, про модуль экспертной системы можно подробнее, в чем суть? Какой-нибудь реальный объект прорисован?

Ответить +1 13 сентября 2014 в 20:09
Игорь Лизунов

Экспертная система оценивает по завершению тестирования правильность (порядок, полноту и др.) действий пользователя или пользователей (например, контролирует последовательность действий при отключении трансформатора для вывода в ремонт, или порядок заполнения оперативной документации, выставления ограждений, знаков и плакатов в ЗРУ и т.д.), т.е. для того чтобы пройти тест нужно совершить те же самые действия, что и в реальности, но виртуально, в трехмерной среде, полностью воспроизводящую реальный объект, например, районную понизительную подстанцию 110/35/10 кВ. По результатам тестирования, равно как и по результатам завершения работы экспертной системы выдается форма результатов теста, где указывается, что пользователь или пользователи сделали правильно, а что неправильно. Каждая ошибка имеет свой "вес" (задается преподавателем), соответственно результат в форме есть вычитание из 100% (абсолютно верный ответ) "весов" всех совершенных ошибок, при этом преподаватель может определить нижний порог, по достижении которого пользователь выполняет тест успешно или нет.

Ответить +2 13 сентября 2014 в 21:00
Игорь Лизунов

Да, на сегодня, по большей части, "прорисована" районная понизительная подстанция РПС 110/35/10 кВ, а также на 60-70% выполнена система электроснабжения 6/0,4 кВ донакачивающей насосной станции ДНС нефтедобывающей компании. Дополнительно, полностью воспроизведено основное электрооборудование в системе электроснабжения: различные типы асинхронных и синхронных двигателей, постов управления, различные типы реле, трансформаторы ТМ/ ТМГ/ ТДН, блочная трансформаторная подстанция 2КТПНБ 400/6/0,4 и др.
Чтобы увидеть как выглядят наши решения, зайдите, пожалуйста, на наш сайт -www.sistemotehnika.com
Спасибо за вопросы

Ответить +3 13 сентября 2014 в 21:06
Александр Лемех

Добрый день, коллеги.
У вас очень интересный проект.
Подскажите, как вы создаете эти 3д-модели? Отрисовываете сами или берете у поставщиков оборудования?
Наш проект (http://gridology.ru/projects/241). Мы делаем роботизированный комплекс для диагностики ВЛ. Когда думаем об идеальном ПО для анализа дефектов - неизбежно приходим к тому, что нужна 3д-прорисовка всех элементов эл.сети - ВЛ и ПС, далее нужна привязка к CIM модели, ее доработка и дополнение - и вот получается полноценная цифровая модель, которую можно встраивать в скады системного оператора, россетей или куда угодно.
Считаю очень актуальной задачу создание открытого (или закрытого) пула 3д-моделей элементов эл.сети, которую можно было бы использовать для симуляторов, отображения Вл и образования. Затем круто было бы сделать цифровые эл.сети России - чтобы для каждой реальной ВЛ был бы 3д-эквивалент. Мы не потянем такую задачу, но были бы заинтересованы, если бы кто-то за это взялся. Мы бы дальше смогли на эту 3д-модель наложить 4д-ось времени: фиксация деградации материала, нанесение разных дефектов, которые с течением времени возникают на ВЛ.
Уверен, что эта задача будет сделана, так как все для этого есть. Наверное, первым шагом надо было бы убедить производителей оборудования делать все в 3д и отдавать в открытый пул, под эгидой Россетей.
Прошу отдельно рассмотреть возможность использования вашего тренажера для моделирования полета нашего Канатохода. Нам нужно отработать алгоритм старта Канатохода с подстанции - и посадку на концевую опору, и дальше движение 1-2 пролета. Если вы имеете отношение к Казанскому университету - можно это сделать по договору Уральского федерального и Казанского университета. По виду, для тренажера используется юнити? Если так - у нас есть опыт работы с ним.
Желаю вам успехов в делании тренажера всея Руси и ближнего зарубежья!
Лайкнул проект.

Ответить +1 18 сентября 2014 в 06:31
Игорь Лизунов

Добрый день! Во-первых, спасибо за дельный комментарий, было очень интересно прочесть, тем более в некотором плане подобные мысли посещали и нас. Буду отвечать по порядку: работа по `отрисовке` моделей это очень большая и кропотливая работа поскольку мы поставили перед собой принцип - в нашей работе нет мелочей. Многие объекты имеют соответствующую эксплуатационную документацию, но увы в ней вы многое не увидите, по понятным причинам конструкторскую документацию эксплуатанционщикам, как, впрочем, и всем остальным, заводы- изготовители не предоставляют. Поэтому все и практически всегда приходится `добивать` самим, есть, конечно, у нас свои секреты как узнать что внутри, как это работает, и где найти информацию, но ..на то это и секреты), единственное что могу сказать, забегая немного вперед, сделать 3д-эквивалент всей российской сети, да что там `всей` , хотя бы какой нибудь региональной представляется крайне затруднительным, если вообще возможным. Что касается 3д только воздушных линий, то вроде бы эта задача значительно проще, но возникает вопрос интеграции с ГИС системами, здесь есть определенные тонкости. Дело в том, что эта также очень масштабная и долгорешаемая задача, результат которой будет ценен сам по себе: выявление реальных трасс линий, учет реального провиса проводов позволит значительно увеличить точность расчетов параметров самих линий ( прежде всего их реактивные параметры), что даст значительный, прежде всего, экономический эффект. Частично такая задача решена, как я знаю, в некоторых европейских энергосетевых компаниях, но в России пока, как опять таки я знаю, нет. Хотя вроде б все для решения такой задачи есть, осталось только сделать. Но это все касается только ВЛ, что касается станций и подстанций- здесь все намного сложнее. Как показал опыт работы, даже если подстанции внешне схожи, найти две идентичные, даже в одном районе эл.сетей крайне сложно (разная вторичка, релейка, после ремонта поменяли трансформатор, добавили присоединения и т.д. и т.п.) причем, если для предприятий электрических сетей все таки характерна какое то единообразие, то для подавляющего большинства промпредприятий этого нет вообще. Во-вторых, прорисовка дефектов на оборудовании, а тем более в режиме реального времени, или что нибудь похожее на `реальное время`, усложнит вышеописанную проблему на порядок, если не на порядки. Теоретически возможно, практически..вряд ли.. Но мысль крайне интересная, здесь, на мой взгляд, лучше походит цветовое обозначение дефектных точек или зон, с всплывающими комментариями (что, где, когда) в уже имеющейся scada..и наглядно, и относительно недорого, и, разрабатываемый в вашем проекте беспилотник хорошо бы интегрировался в существующие системы.

Ответить +2 21 сентября 2014 в 22:58
Игорь Лизунов

В третьих, смоделировать работу вашего канатохода было б очень интересно, интересно посмотреть как отработает наш программный модуль математического моделирования, но для этого нужна вся информация о вашем устройстве, или, по крайней мере, большая часть информации. Готовы проработать этот вопрос.
В четвертых, то ли к счастью, то ли к сожаленью, мы не работаем в\на КФУ, среди нашей команды есть сотрудники Казанского энергетического университета и Казанского химико-технологического университета (сейчас, национальный иследовательский) поэтому можем работать только по своим собственным договорам)).
Далее, мы в своей работе ориентируемся, прежде всего, на образовательный процесс, хотя использование виртуальной среды, как нам подсказали, интересно и с позиции наглядности и большего понимания всего происходящего на объекте, или требуемого действия в конкретном месте и в конкретное время, особенно от вновь принятого сотрудника, опять таки техника безопасности. Думаю, что не смотря на все вышеуказанное, интегрировать в среду информацию о состоянии оборудования в реальном времени, или в приближенном к реальному времени, будет крайне интересно, тем более если объект уже будет иметь свою 3д модель.
Спасибо, ставлю вам тоже лайк!
И вам удачи!

Александр Лемех

Игорь, добрый вечер.
Извините за поздний ответ. Вроде бы я в подписчиках у вашего проекта - однако, оповещения до меня не доходят...
Спасибо за развернутый комментарий.
1. Очевидно, что 3д-модель энергосистемы когда-нибудь возникнет. Тут нет альтернатив. Может быть это будет не скоро, может быть ее купят на западе или еще как-нибудь. Но этот процесс не остановить. Кто-то в нашей стране должен за него взяться :-). Очевидно, что когда начинаешь про это думать - волосы встают дыбом - задача кажется не решаемой. Однако, мы сейчас делаем крутой роботизированный комплекс, который будет с высокой точностью выявлять, классифицировать и локализовывать дефекты, взлетать с подстанции, осуществлять автоматическую стыковку с грозотросом с двойной космической точностью - и все это, чтобы заполнить убогий листок монтерского осмотра...
Мы сегодня по видеоизображению строим 3д-карты. Алгоритмы известны, это реально. Объем отрисовки большой, компьютеры дымятся, но это возможно. Но дальше эту 3д-карту - только начальству показывать - ее практическая ценность под вопросом. Нам видится более правильным делать ссылки на детальную 3д-модель. Например, имеется 3д-модель конкретной опоры конкретной ВЛ. Она, например, состоит из стальных уголков. Найдя дефект и локализуя его - удобно было бы прикрепить комментарий к именно этому уголку из модели. Понятно, что автоматически невозможно отрисовать повреждение на этом уголке так, чтобы оно было похоже на реальное повреждение. Возможно, это и не надо - а достаточно будет ввести степень износа и менять изображение на слегка деформированное. А при клике на этот уголок можно выводить реальное фото или видео запись конкретного уголка.
Чтобы двигаться к решению этой задаче вижу направление: нужна открытая (может быть полуоткрытая) библиотека 3д-моделей оборудования, используемого в энергетике (для начала в электросетевом комплексе. Думаю, создание такой библиотеки могли бы взять на себя Россети, как интегратор. Вы бы, возможно, могли взяться за техническое сопровождение и доработку библиотеки по договору с Россетями. Знаю, что в Росатоме эта тема несколько лет активно обсуждается. Даются ссылки на западный опыт стандартизации в рамках ИСО, где как раз регламентируются и используются библиотеки 3д-моделей компонентов атомных станций.
Далее, используя эту библиотеку, специализированная компания (например, ваша) должна по заказу Россетей неторопливо отрисовывать подстанцию за подстанцией, линию за линией... Обязать всех проектировщиков делать 3д-модели вновь сооружаемых и реконструируемых ВЛ и ПС... Конечно, возникнет вопрос, как найти средства на эту красивую работу, когда на ремонты денег не хватает... Считаю, что нужно правильно спланировать работу и показать, что каждый шаг к ней не так уж дорого стоит. Тут нужны ноу-хау и секреты :-).

2. Насчет встраивания в ваш симулятор нашего канатохода - я очень в этом заинтересован. Как это можно организовать? У нас есть 3д-модель канатохода в solidworks. Там указан материал, из которого изготовлены детали, масса деталей и прочее. Возможно ли встроить его в вашу 3д-подстанцию и задать какую-то траекторию полета? Меня не интересует аэродинамика, в этом смысле, если пропеллеры не будут крутиться - я это переживу... мы также готовы пренебречь креном коптера во время полета в направлении полета. Идеальным результатом нам представляется такой: 3д-модель канатохода "взлетает" в вашем симуляторе с подстанции, подлетает к концевой опоре, "садится" на грозотрос, движется до следующей опоры, перелетает ее, движется до следующей, которая переходит в другую подстанцию, где канатоход садится. Дальше нас будет интересовать корректировать траекторию, получать данные с виртуальных камер и отслеживать, все ли диагностируемые элементы попали в фокус.
Как вы оцениваете трудоемкость такой постановки и как ее можно организовать?
Спасибо.

Ответить +1 26 сентября 2014 в 16:53
Игорь Лизунов

Здравствуйте, Александр!
Извините и меня, были в командировке, время пролетело незаметно.
Отвечу по пунктам:
1) То что когда то трехмерная модель ЭЭС России будет сделана сомнений нет, но эта перспектива настолько далекая, что пока ее лучше даже и не рассматривать. И здесь есть ряд объективных причин: невероятно высокая трудоемкость и стоимость работ, кто готов за это заплатить и зачем.
Поясню, по первому пункту - ЭЭС состоит не только, и не сколько из ЛЭП, но прежде всего из подстанций различных классов напряжений, с установленным на нем электрооборудованием. Можно взять справочник Никлепаева и/или современные альбомы отечественных и зарубежных производителей электроэнергетического оборудования, также как и пройтись 3D-сканером по подстанциям, и в результате создать открытый или полуоткрытый каталог 3D-моделей оборудования, и такое, в принципе, представляется возможным, правда дорого, долго, но возможно, особенно если такое задание даст МРСК и, соответственно Россети. Но, есть вопрос: что это даст? Внешние повреждения подстанционного электрооборудования менее распространены, чем внутренние дефекты, поэтому, учитывая еще качество полученных моделей (а они, зная габариты ЭО и разрешение современных 3D-сканеров, будут не ахти), применимость результатов такой по истине масштабной работы будет близка к нулю. Конечно, можно обязать производителей выдавать помимо эксплуатационной документации приемлемого качества 3D-модели поставляемого электрооборудования в какой-нибудь, специально созданный для этого полуоткрытый реестр Россетей, но что делать с уже установленным, или с просто устаревшим и уже не выпускаемым электрооборудованием? А такого, целый легион. Как рассказывали мне знакомые энергетики, в какой то глуши северо-европейской части России до сих пор встречаются кирпичные ячейки КРУ, с установленными в них маломасляными выключателями на камерах которых изображена свастика! И как мне представляется, такого "добра" немало еще у нас сохранилось. Конечно, если не рассматривать совсем уж экзотические случаи, какое то внешнее единообразие на подстанциях увидеть все таки можно, те же К-59 стоят практически во всех регионах России и странах СНГ, но это единообразие будет внешним, и то только на первый взгляд. "Вторичка", используемые реле, терминалы МПРЗА, схемы оперативных цепей, автоматика и противоаварийная автоматика, АСДУ и т.п. чаще всего будет просто уникальна для каждого объекта.
И еще - не один производитель, ни когда не даст полную, исчерпывающую модель оборудования. Например, попробуйте разузнать особенности трансформатора ТМГ с симметрирующем устройством, производства Минского завода им. Козлова. Это их ноу-хау, их конкурентные преимущества: какие то общие моменты они может и покажут, но все - никогда и не за что.
В таком случае появляется еще больше причин для скепсиса, и возникает вполне справедливый вопрос- а нужно ли это вообще сейчас начинать?
Отдельная тема ВЛЭП. В этом случае, 3D -модели создать несравнимо легче, да и дефекты в основном внешние, или существует принципиальная возможность сдетектировать скрытые повреждения, например, с помощью фиксации ЧР или местных коронных разрядов. Хотя как мне представляется, ваш канатоход, с установленным на нем диагностическим оборудованием + наша система отображения ВЛЭП с визуализацией дефектов, аварийных и ненормальных режимов, даже в режиме он-лайн, это только полдела. Нужно полученные результаты в интуитивно понятной форме и, что не менее важно, четко отобразить, показать непосредственно тем сотрудникам эксплуатирующей организации, которые уже выполняют, или будут выполнять ремонтные работы на ЭУ + удаленный контроль со стороны руководства и диспетчеров. Здесь бы отлично подошли только только появляющиеся на рынке устройства дополнительной реальности, типа Google Glass.
Вообще, необходимо создать целый комплекс, который бы включал в себя все измерительные и диагностирующие устройства на ВЛЭП, в т.ч. и ваш канатоход, а также программное обеспечение для анализа и обработки всей информации с первичных устройств для ее отображения в интуитивно понятной форме в, разрабатываемой нами, виртуальной модели ВЛЭП. Плюс трансляция результатов непосредственно "на место" с помощью различных устройств дополнительной реальности. Такой бы комплекс значительно бы повысил эффективность и, главное, безопасность работ на ВЛЭП, повысил надежность и эффективность работы всей электрической сети.
По второму пункту, могу сказать, что опять таки просто "дубовая" 3D-картинка объекта (полученная 3D сканером ), даже если она "натянута" на карту ГИС вряд ли кому либо нужна. Ну покажут ее высокопоставленному гостю, а дальше? Нужна полноценная система, которая позволяла бы "поиграть" на объекте: включить, отключить оборудование, или слаботочные аппараты, посмотреть последствия таких переключений, смоделировать какие-либо аварийные ситуации на объекте, изучить объект, провести проверку знаний и противоаварийных действий персонала в среде самого объекта, показать все связи на объекте, оперативно показать все возникшие повреждения, даже скрытые, в какой-нибудь стойке телемеханики и т.д. и т.п. А это уже, согласитесь, совершенно другое. Отдельные подстанции или станции полноценно и качественно "виртуализировать", а также обвязать математической моделью можно, или даже нужно, что мы и предлагаем в нашем проекте, но вся ЭЭС России...Большой большой вопрос.

Ответить +1 3 октября 2014 в 14:01
Игорь Лизунов

2) Из solidwork модели импортируются в нашу среду, правда с ними нужно дополнительно будет поработать и соптимизировать. Присылайте, поработаем с моделью канатохода. Оценить трудоемкость не берусь, нужно расписать по-пунктно: какие операции должен выполнить канатоход, какие внешние условия, какие ограничения.. нужно смотреть.

Ответить +1 3 октября 2014 в 14:22
Александр Видинеев

Здравствуйте! Прочитав описание данного проекта, у меня появилось несколько вопросов:
1. Каким образом решается проблема получения необходимых моторных навыков в симуляторе?
2. Подтверждена ли эффективность такого "компьютерный тренажера" по сравнению с полномасштабным?
3. Насколько адекватно реализовано моделирование оборудования ЭЭС и происходящих при его работе процессов? Как покупателю симулятора убедиться в достоверности смоделированных в нем физических процессов?
4. Насколько дешевле выходит приобретение подобного "компьютерного тренажера", моделирующего определенный элемент ЭЭС, чем приобретение полномастшабного "железного" тренажера?
5. Насколько дешевле выходят затраты на обучение персонала на реально существующем объекте ЭЭС, чем затраты на приобретение соответствующего симулятора и организации учебного процесса с его помощью?

Игорь Лизунов

Здравствуйте, Александр!
Отвечу по пунктам:
1. Получение необходимых моторных навыков обеспечивается (понятное дело, в определенной степени) заложенным моделированием ремонта и обслуживания электрооборудования, т.е. программно все уже есть для работы с оборудованием в виртуальной среде;
2. Сравнить с "полномасштабным тренажером" не представляется возможным по простой причине - "полномасштабного" аналога не существует. Существуют учебные полигоны, но и они не являются "полномасштабными" соответственно не позволяют выполнять те действия которые сотрудник может выполнить в наших виртуальных полигонах;
3. Конечно же для каждого покупателя виртуального полигона предусмотрен целый цикл испытаний,в том числе на точность предоставляемых результатов математического моделирования, с соответствующим предоставлением отчетов согласно требованиям покупателя;
4. На порядки;
5. Виртуальный полигон позволяет обучить и проверить знания у сколь угодно большого количества сотрудников предприятия, не заботясь при этом о техническом состоянии, ремонте и испытании виртуального оборудования в нем. Так же виртуальный полигон позволяет не занимать полезные площади в учебных комбинатах, центрах и заведениях, что особенно актуально для СУЗов и ВУЗов (разместить полномасштабные модели, например, силовых трансформаторов 110 кВ в них просто не представляется возможным)

Ответить 0 26 мая 2015 в 13:53
Андрей Ноунейм

Добавлю к предыдущим вопросам еще один.
Сколько человек требуется для качественной эксплуатации тренажера ?
Хотя бы для своевременного и качественного обновления 3д моделей ?

Игорь Лизунов

Здравствуйте, Андрей!
Для качественной эксплуатации тренажера (виртуального полигона) постоянного присутствия специально обученного сотрудника не требуется. После проведения обучения преподавателей заказчика (2-4 часа) благодаря заложенной простоте применения работа на тренажере (виртуальном полигоне) проходит в текущем порядке.
Обновление 3Д моделей не предусмотрено, поскольку изначально все модели выполнены по принципу "один-к одному". Какие либо изменения, обновления или корректировки всего тренажера (виртуального полигона) происходит нашими силами в течение срока авторского надзора, далее каких либо изменений "прошивок" или "апдейта" для долгой и полноценной работы тренажера (виртуального полигона) не требуется. Если заказчик тренажера (виртуального полигона) захочет добавить какое либо силовое или слаботочное оборудование в уже существующий виртуальный полигон то это, конечно же, возможно и, думаю, будет решено по результатам дальнейших переговоров

Ответить 0 26 мая 2015 в 14:03
Андрей Ноунейм

Добрый день, Игорь. Спасибо за ответ. Мне кажется Ваша команда упускает из виду одну важную деталь. Без сомнения основным типом объекта тренировки будет являться подстанция. Но при этом для подстанций с постоянным оперативным персоналом существенная надобность в таком тренажере по большому счету отсутствует. А вот для ПС без персонала... Было бы очень интересно посмотреть если не обновление 3-Д моделей, то хотя бы контроль за их соответствием имеющимся по данным, скажем видеонаблюдения за территорией ПС. Тогда было бы легко позиционировать тренажер например как средство "предварительного" допуска бригады ремонтников к работе, еще до выезда ОВБ. Это несомненно сократило бы время ремонта. Тогда можно было бы говорить и об окупаемости проекта.

Ответить +1 26 мая 2015 в 19:17
Ответить +1 8 июля 2015 в 21:08
Олег Царев

друзьЯя мои, любой тест скорее характерезует уровень знаний и опыт составителя теста

Ответить 0 17 июля 2015 в 18:06

Добавление комментария